- Веха истории
- Без премии
- Финансовые результаты
- Рейтинг транспортных компаний
- Альтернативы
- Транспортная небезопасность
- Платон отбивает кредиты
- Реформа продолжается
- Строители, мы ждем объемов
- Стратегия 2030, ожидаем чистовик
- Грузоперевозки вчера, сегодня, завтра
- Инновационные вагоны. Лоббизм или необходимость?
- Новый этап реформы РЖД
- Тенденции среднесрочной перспективы
- Поможет только опыт
- Транспортные услуги в России
- Стоимость грузоперевозок возрастет
- Тарифы на грузоперевозки заморозят
- Грузоперевозки в мировой транспортной системе
- Рынок транспортных услуг сегодня
- Перевозка сборных грузов в планах РЖД
- Российский транзит МССБ
- Трансформация рынка
- Грузоперевозки на МКАД: первые итоги
- Альтернативные грузоперевозки
- Беспилотные грузоперевозки
- Лидер не сменился
- Вагоностроительные предприятия бьют тревогу
- Контрейлерные грузоперевозки
- Короткий обзор прошлогодних событий
- Грузоперевозки на пределе
- Ламинарное течение
- Грузоперевозки по требованию
- Инновационные тарифы на грузоперевозки
- Грузоперевозки в сравнениях
- Транспортные компании УрФО
- Транскорейские грузоперевозки
- ЖД грузоперевозки снижают скорость
- Грузоперевозки в новой парадигме
- Грузоперевозки изменяются в структуре
- Грузоперевозки в коротком обзоре
- Некоторые прогнозы на 2012 год
- Итоги прошлого года
- Грузоперевозки 2010 - 2011
- Грузоперевозки Россия – Иран
- Короткий прогноз
- ЖД грузоперевозки снижают темпы роста
- Контейнерные грузоперевозки требуют развития
- ЖД грузоперевозки: лучше чем в кризис
- Грузоперевозки по новым правилам
- Грузоперевозки в критских коридорах
- Грузоперевозки в Беларуси
- Грузоперевозки в первом полугодии 2011
- ЖД грузоперевозки тормозят экономику
- Грузоперевозки в субъектах федерации
- Средняя дальность и себестоимость грузоперевозок
- Грузоперевозки. Кто в прикупе?
- Некоторые итоги по отрасли грузоперевозок
- О монополизме в грузоперевозках
- Международные грузоперевозки и грузопотоки
- Стоит ли страховать перевозимые грузы?
- Грузоперевозки: вопросы классификации
- Правовые нововведения обезопасят автоперевозки
- Трансконтинентальные автоперевозки за круглым столом
- Автоперевозки на конкурентном рынке
- Глоссарий по автоперевозкам и грузоперевозкам
- Грузоперевозки в ожидании неизвестности
О монополизме в грузоперевозках
Опубликована 01 июля 2010, 12:00
РЖД считается одним из так называемых, естественно-монопольных секторов российской экономики. Давайте порассуждаем. Для начала обратимся к рассматриваемой отрасли и определению монополии. Отрасль, о которой пойдет речь – безусловно, грузоперевозки.
Монополия – это рыночные отношения, в которых единственный продавец контролирует отрасль, в которой нет близких по качеству заменителей, за исключением предлагаемых им товаров или услуг. Это отрасль, где конкуренция либо неэффективна, либо невозможна, либо противоречит интересам общества и государства.
Принципиально нельзя говорить об экономической неэффективности конкуренции в отрасли, точно так же, как нельзя утверждать, что эта конкуренция невозможна с точки зрения специфики грузоперевозок. А специфика такова, что некоторые грузы перевозятся преимущественно автомобильным транспортом, некоторые только железнодорожным.
Безусловно, интересам государства никак не противоречит наличие в стране развитой инфраструктуры автомобильного транспорта.
С другой стороны, ни один из сегментов, за исключением транспортной авиации, не может претендовать на роль стратегического перевозчика. Однако сегодня мы касаемся лишь вопросов обеспечения плановой работы субъектов экономической деятельности.
И кстати, грузоперевозки автомобильным транспортом, имеют определенную исключительность. Выражается она в том, что существующая на сегодня сеть железных дорог, отстроенная в советские времена, несколько устарела с точки зрения географии охвата. Многие промышленные предприятия перестали существовать как таковые, многие выросли без оглядки на дорогостоящие железнодорожные коммуникации. (На отчетном съезде транспортников России рассматривались вопросы, связанные с развитием железнодорожной инфраструктуры. Подробнее в заметке "Развитие новых технологий грузоперевозок").
В цифрах, железнодорожные и автомобильные грузоперевозки выглядят следующим образом (см. диаграммы 1 и 2): грузооборот РЖД за апрель 2010 года составил 169,3 (148 в январе) млрд.т.км., грузооборот автомобильного транспорта - 15, 6 (12 в январе) млрд.т.км. По объему грузоперевозки распределились следующим образом: РЖД в апреле - 101,1 (90 в январе) млн.тонн, автомобильный транспорт - 386,4 (315 в январе) млн.тонн. Апрель интересен тем, что входит полностью или частично для большей части географических поясов в период сезонных ограничений. Рост грузооборота РЖД составил 14%, на автомобильном транспорте - 30%. Рост объема грузоперевозок для железной дороги составил 12%, для автомобильного транспорта - 30%. И это не смотря на сезонные ограничения. Вывод однозначный. Грузоперевозки автомобильным транспортом играют далеко не последнюю роль в экономике.
Диаграмма 1. Грузоперевозки по видам транспорта.Грузооборот в апреле 2010 года.
Диаграмма 2. Грузоперевозки по видам транспорта. Объем в апреле 2010 года.
По состоянию на 1 января 2009 года парк грузовых вагонов составил порядка 1 млн. единиц, в том числе инвентарный парк РЖД 400 тыс. вагонов.
Парк грузового автотранспорта составил около 5 млн. единиц, из которых 1,9 млн. единиц – тяжелые грузовики. С точки зрения подвижного состава хозяйства вполне сопоставимые.
Собственно к чему идем, и зачем сопоставляем, казалось бы, совершенно несопоставимые вещи? К тому, что анализируя сказанное выше, невольно приходишь к выводу о том, что естественная монополия РЖД носит оттенок так называемой закрытой монополии, или монополии искусственно защищаемой.
Так, в 2009 году железнодорожные тарифы на грузоперевозки увеличились на 8% против запланированных 14%, в результате чего в монополии появились так называемые «выпадающие доходы» в размере 50 млрд. рублей, которые были компенсированы государством. Тарифы на грузоперевозки автомобильным транспортом индексировались в противоположном направлении и у автоперевозчиков возникли более чем «выпадающие доходы». У них возникли системные убытки, которые в уровне развития отбросили отрасль на несколько лет назад. Большая часть автоперевозчиков ушла обратно в «тень», качество подвижного состава лучше оставить без комментариев.
Общий объем господдержки предприятиям железнодорожного транспорта на 2010 год запланирован в объеме 141 млрд. рублей. Для владельцев грузового автотранспорта запланированы дополнительные дорожные сборы. По крайней мере для тех, чьи грузовики в общей массе превышают 12,5 тонн. Вообще чаще можно прочесть о вреде, который наносят нашим отечественным автодорогам крупнотоннажные грузовики, нежели о пользе, которую они приносит экономике.
В августе нас ожидают реформы. РЖД передает оставшийся инвентарный парк грузовых вагонов Второй грузовой компании. Следующий шаг – создание института так называемых региональных перевозчиков. Каким образом это повлияет на расстановку сил – сказать достаточно сложно. Вариантов несколько. Тарифы РЖД на грузоперевозки возрастают, ибо каждая операторская компания стремится к максимальной капитализации. По идее это дает определенный шанс автомобильному транспорту на упрочнение своих позиций. Тарифы РЖД на грузоперевозки могут быть, как минимум, заморожены на неопределенный период в силу внутренней конкуренции между операторскими компаниями. Возможно и третье. Интеграция автомобильного транспорта в структуре региональных операторских компаний. Это ни в коем случае не означает, что автомобильный транспорт станет субподрядной отраслью. Независимые транспортные компании были, есть и будут. Просто не исключено, что может возрасти степень централизации, что нельзя считать отрицательным фактором. Если рассуждать с точки зрения грузовладельцев, то за рамки традиционного треугольника – скорость доставки, надежность и цена, не выйти. Надежность доставки безусловно возрастет. За груз отвечает крупная компания. В плане скорости и стоимости грузоперевозок – вопрос.
В более широком охвате, вновь образованным региональным перевозчикам в большей степени придется конкурировать с уже сформировавшимися структурами транспортно-логистических компаний, что означает лишь одно: отрасль грузоперевозок ожидает волна слияний и поглощений.
В заключении хотелось бы сказать о том, что никто не берется оспаривать роль РЖД как стратегического перевозчика, но точно также нельзя недооценивать роль автомобильного транспорта. И автомобильные транспортные компании, наряду с РЖД нуждаются в серьезной поддержке.
Urfotrans.ru